Всероссийский конкурс сочинений

​С федеральными нормативными документами, Положением о конкурсе, бланком конкурсной работы можно ознакомиться на сайте Всероссийского конкурса сочинений - 2017.

Работы победителей школьного этапа: 

Конкурс проходит в два этапа:

  1. этап- региональный до 15.10.2017 года: прием заявок и конкурсных работ от обучающихся, оценка конкурсных работ, определение победителей и направление работ-победителей на федеральный этап;
  2. этап - федеральный 15.10 - 02.11.2017 года: прием работ-победителей регионального этапа - до 15 октября; оценка конкурсных работ и определение победителей Конкурса - до 25.10.2017 года; объявление результатов Конкурса и награждение победителей федерального этапа Конкурса на торжественном мероприятии в г. Москве; 02.11.2017 - церемония награждения абсолютных победителей федерального этапа.

07.09. 2017 г. в 9.00 в лицее №15 будет проведен школьный этап Всероссийского конкурса сочинений.

Порядок проведения Конкурса и требования к конкурсным работам

1. Участниками Конкурса являются обучающиеся лицея №15, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Среди участников Конкурса выделяются 3 возрастные группы:

1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 6 классов;

2 возрастная группа – обучающиеся 7 – 9 классов;

3 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов;

2. Участие в Конкурсе добровольное.

3. Рабочим языком Конкурса является русский язык.

4. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.

5. Конкурсная работа должна представлять собою рукописный текст (за исключением работ, авторы которых – обучающиеся с ОВЗ, имеющие трудности, связанные с письмом) и быть выполнена на утвержденном бланке с логотипом ВКС.

6. К Конкурсу допускаются работы в объеме:

4 – 6 класс – 1- 3 стр.;

7 – 9 класс – 3 - 4 стр.;

10 – 11 класс – 4 – 6 стр. рукописного текста.

Незначительное изменение установленного объема в сторону уменьшения или увеличения допускается.

7. К оценке членами жюри не допускаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия.

8. Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется.

10. Каждый обучающийся, который желает принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участников Всероссийского конкурса сочинений, должен подготовить регистрационную заявку.

11. После окончания и подведения итогов регионального этапа Конкурса в субъекте РФ из работ победителей отбираются 3, занявшие первые строчки рейтинговых списков (по 1 работе от каждой возрастной группы участников). Эти работы получают право на участие в городском этапе Конкурса.

Тематические направления Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году

  1. Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе.
  2. Приведи в порядок свою планету.
  3. Именно в труде, и только в труде велик человек.
  4. Только у здоровой нации есть будущее.
  5. Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.
  6. Юбилеи российских писателей.
  7. Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.

  1. Тематическое направление «Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе» посвящено 100-летию Октябрьской революции и предполагает авторскую оценку и интерпретацию отражения этого исторического события в отечественной литературе и киноискусстве. Данное направление не предполагает написание сочинений о революции вообще, рассуждений о судьбах России вне литературно-кинематографического контекста. Работы с подобным содержанием будут признаны не соответствующими тематике Конкурса. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
  2. Тематическое направление «Приведи в порядок свою планету» посвящено году экологии в России и предполагает написание сочинений, затрагивающих вопросы сохранения природного наследия, борьбы с загрязнением окружающей среды, развития и сохранения особо охраняемых природных территорий, внедрения эффективных ресурсо– и энергосберегающих природоохранных технологий и использования экологически чистых видов транспорта. Работы могут быть написаны с использованием исторического и краеведческого материала, произведений художественной и научно-популярной литературы и художественных фильмов. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
  3. Тематическое направление «Именно в труде, и только в труде, велик человек» предполагает написание работ, посвященных трудовым династиям, проблемам выбора профессии, волонтерской деятельности детских и молодежных организаций. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического, краеведческого и литературного материала, кинофильмов. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
  4. Тематическое направление «Только у здоровой нации есть будущее» предполагает написание сочинений, посвященных здоровому образу жизни, профилактике ВИЧ-заболеваний, деятельности российских и всемирных организаций здравоохранения, проблемам просвещения в области здравоохранения, донорству. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического и краеведческого материала, произведений художественной литературы и кинофильмов. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
  5. Тематическое направление «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать» предполагает написание сочинений, посвященных роли искусства в жизни человека, впечатлениям от встречи с произведениями искусства, популяризации искусства среди детей и молодежи. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического, литературного и краеведческого материала, кинофильмов. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
  6. Тематическое направление «Юбилеи российских писателей» предполагает написание сочинений, посвященных жизни и творчеству российских писателей и поэтов: Алексея Константиновича Толстого (200 лет со дня рождения), Викентия Викентьевича Вересаева (150 лет со дня рождения), Константина Дмитриевича Бальмонта (150 лет со дня рождения), Максимилиана Александровича Волошина (140 лет со дня рождения), Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарёва) (130 лет со дня рождения), Самуила Яковлевича Маршака (130 лет со дня рождения), Валентина Петровича Катаева (120 лет со дня рождения), Дмитрия Борисовича Кедрина (110 лет со дня рождения), Варлама Тихоновича Шаламова (110 лет со дня рождения), Зои Ивановны Воскресенской (110 лет со дня рождения), Арсения Александровича Тарковского (110 лет со дня рождения), Льва Ивановича Ошанина (100 лет со дня рождения), Ильи Михайловича Лаврова (100 лет со дня рождения), Юрия Павловича Казакова (90 лет со дня рождения), Александра Валентиновича Вампилова (80 лет со дня рождения), Валентина Григорьевича Распутина (80 лет со дня рождения), Беллы Ахатовны Ахмадулиной (80 лет со дня рождения), Андрея Георгиевича Битова (80 лет со дня рождения), Владимира Семеновича Маканина (80 лет со дня рождения), Эдуарда Николаевича Успенского (80 лет со дня рождения). Работы могут быть написаны с использованием исторического, мемуарного, биографического, литературного и краеведческого материала, содержать оценку и истолкование произведений данных авторов. Привлеченные к анализу художественные произведения следует не пересказывать, а анализировать. Работы, посвященные биографии и творчеству других российских писателей и поэтов, будут считаться не соответствующими тематическим направлениям Конкурса.
  7. Тематическое направление «Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины» предполагает написание сочинений, посвященных размышлениям о вкладе человека в развитие своей малой родины, природным и культурным достопримечательностям региона, памяти об исторических событиях на территории региона, уроженцам региона, приобретшим общероссийскую и мировую известность в различных областях. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического, литературного и краеведческого материала, произведений киноискусства. Привлеченные к анализу художественные произведения следует не пересказывать, а анализировать.

Тематическое направление участник Конкурса выбирает самостоятельно. При выборе тематического направления участник Конкурса может обратиться за помощью к членам семьи и учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса. Выбор тематического направления рекомендуется производить с учетом региональной специфики.

Специфика жанров конкурсных работ и формулировка темы конкурсной работы.

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений определены следующие жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, рецензия.

Жанр сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно. Учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение участника Конкурса, может оказать ему консультативную помощь в определении жанра.

При оказании помощи в выборе жанра сочинения и определении жанровой принадлежности конкурсной работы учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать: возраст участника (анализ конкурсных работ прошлых лет показывает, что обучающиеся 4-5 классов не способны претендовать на успех в жанре, например, эссе); содержание работы (зачастую работы, жанр которых обозначен как «эссе», имеют ярко выраженное сюжетное или информационное содержание и являются скорее рассказами или очерками; «сказки» лишены установки на фантастический вымысел; «письмо» только формально обращено к некоему адресату, а его основное содержание никак не поддерживает это обращение); стилистические и художественные особенности работы (например, жанр «слова» требует использования риторических приемов, характерных для ораторской речи, эссе - изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций).

Ошибки в определении жанровой принадлежности ведут к значительному понижению общей оценки конкурсной работы.

В отдельных случаях возможно индивидуальное определение жанра конкурсной работы, например, «сказание», «сказ».

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, жанра и содержания своей работы.

При оказании помощи в выборе формулировки темы сочинения учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать соответствующие критерии оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.

Не рекомендуется использовать в качестве темы формулировку тематического направления (как в отдельных случаях встречалось в предыдущие годы), поскольку это размывает границы содержания сочинения, а также понижает общую оценку конкурсной работы (по показателю «Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию).

Сочинения сдаются только в рукописном виде 

Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный участником Конкурса заранее цитатник по выбранной теме. Допускается наличие в аудитории орфографических словарей и справочников по русскому языку.

Время написания конкурсной работы:

для учащихся 4 – 5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);

для учащихся 6 – 7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);

для учащихся 8 – 9 классов: 3 астрономических часа (180 минут);

для учащихся 10 – 11 классов: 4 астрономических часа (240 минут).

Авторы лучших работ получают статус победителей 1 этапа Конкурса.

На 2 этап Конкурса передается не более 4 работ из числа лучших от каждой образовательной организации (по одной работе от каждой возрастной группы), занявших первые строчки рейтинговых списков 1 этапа Конкурса.

Критерии оценивания работ

  1. Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса.
  2. Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра).
  3. Композиция сочинения.
  4. Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения.
  5. Художественность сочинения.
  6. Общее читательское восприятие текста сочинения.

 По окончании проверки работ составляется Протокол оценивания работ участников очного (на базе образовательной организации) /муниципального/ регионального/ федерального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2017 г.