Всероссийский конкурс сочинений

"Всероссийский конкурс сочинений 2018": нормативные документы

ВКС: методические материалы для учителей

ВКС: методические рекомендации для организаторов

Сайт "Всероссийского конкурса сочинений"


Конкурс проходит в два этапа:

региональный: со 2 апреля 2018 года до 13 октября 2018 года (включительно);

федеральный: с 14 октября по 26 октября 2018 года.

Порядок проведения Конкурса и требования к конкурсным работам

1. Участниками Конкурса являются обучающиеся лицея №15, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Среди участников Конкурса выделяются 3 возрастные группы:

1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 6 классов;

2 возрастная группа – обучающиеся 7 – 9 классов;

3 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов;

2. Участие в Конкурсе добровольное.

3. Рабочим языком Конкурса является русский язык.

4. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.

5. Конкурсная работа должна представлять собою рукописный текст (за исключением работ, авторы которых – обучающиеся с ОВЗ, имеющие трудности, связанные с письмом) и быть выполнена на утвержденном бланке с логотипом ВКС.

6. К Конкурсу допускаются работы в объеме:

4 – 6 класс – 1- 3 стр.;

7 – 9 класс – 3 - 4 стр.;

10 – 11 класс – 4 – 6 стр. рукописного текста.

Незначительное изменение установленного объема в сторону уменьшения или увеличения допускается.

7. К оценке членами жюри не допускаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия.

8. Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется.

10. Каждый обучающийся, который желает принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участников Всероссийского конкурса сочинений, должен подготовить регистрационную заявку.

11. После окончания и подведения итогов регионального этапа Конкурса в субъекте РФ из работ победителей отбираются 3, занявшие первые строчки рейтинговых списков (по 1 работе от каждой возрастной группы участников). Эти работы получают право на участие в городском этапе Конкурса.

Тематические направления Всероссийского конкурса сочинений в 2018 году

1) Слово как источник счастья.

2) О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе.

3) «Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность» (Квинт Гораций Флакк): юбилеи российских писателей, поэтов, драматургов в 2018 году.

4) Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер: юбилеи литературных произведений в 2018 году.

5) «Он хороший писатель. И прежде всего — гражданин» (А.Тарковский): 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына.

6) «Хоровод муз» (А.Блок): 2018 – Год театра и балета.

7) Россия, устремлённая в будущее.

8) Имен в России славных много.

9) «Настоящая ответственность бывает только личной» (Ф.Искандер): 2018 – Год добровольца (волонтера).

10) Вместе – целая страна: 2018 -- Год единства народов России.

11) «Деньгами надо управлять, а не служить им» (Луций Анней Сенека).

12) «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин).

Тематическое направление участник Конкурса выбирает самостоятельно. При выборе тематического направления участник Конкурса может обратиться за помощью к членам семьи и учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса. Выбор тематического направления рекомендуется производить с учетом региональной специфики.

Специфика жанров конкурсных работ и формулировка темы конкурсной работы.

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений определены следующие жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, рецензия.

Жанр сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно. Учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение участника Конкурса, может оказать ему консультативную помощь в определении жанра.

При оказании помощи в выборе жанра сочинения и определении жанровой принадлежности конкурсной работы учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать: возраст участника (анализ конкурсных работ прошлых лет показывает, что обучающиеся 4-5 классов не способны претендовать на успех в жанре, например, эссе); содержание работы (зачастую работы, жанр которых обозначен как «эссе», имеют ярко выраженное сюжетное или информационное содержание и являются скорее рассказами или очерками; «сказки» лишены установки на фантастический вымысел; «письмо» только формально обращено к некоему адресату, а его основное содержание никак не поддерживает это обращение); стилистические и художественные особенности работы (например, жанр «слова» требует использования риторических приемов, характерных для ораторской речи, эссе - изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций).

Ошибки в определении жанровой принадлежности ведут к значительному понижению общей оценки конкурсной работы.

В отдельных случаях возможно индивидуальное определение жанра конкурсной работы, например, «сказание», «сказ».

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, жанра и содержания своей работы.

При оказании помощи в выборе формулировки темы сочинения учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать соответствующие критерии оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.

Не рекомендуется использовать в качестве темы формулировку тематического направления (как в отдельных случаях встречалось в предыдущие годы), поскольку это размывает границы содержания сочинения, а также понижает общую оценку конкурсной работы (по показателю «Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию).

Сочинения сдаются только в рукописном виде 

Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный участником Конкурса заранее цитатник по выбранной теме. Допускается наличие в аудитории орфографических словарей и справочников по русскому языку.

Время написания конкурсной работы:

для учащихся 4 – 5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);

для учащихся 6 – 7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);

для учащихся 8 – 9 классов: 3 астрономических часа (180 минут);

для учащихся 10 – 11 классов: 4 астрономических часа (240 минут).

Авторы лучших работ получают статус победителей 1 этапа Конкурса.

На 2 этап Конкурса передается не более 4 работ из числа лучших от каждой образовательной организации (по одной работе от каждой возрастной группы), занявших первые строчки рейтинговых списков 1 этапа Конкурса.

Критерии оценивания работ

  1. Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса.
  2. Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра).
  3. Композиция сочинения.
  4. Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения.
  5. Художественность сочинения.
  6. Общее читательское восприятие текста сочинения.

 По окончании проверки работ составляется Протокол оценивания работ участников очного (на базе образовательной организации) /муниципального/ регионального/ федерального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2018 г.