Психолого-педагогическая служба

Миссия лицея - ДАР:  диагностика,  адаптация, развитие.

В 1994 году на базе СОШ №15 г. Пятигорска была открыта опытно-экспериментальная площадка по теме «Диагностика и прогностика в системе инновационного образования». Это позволило в дальнейшем получить школе статус лицея и стать школой экспериментального поиска.

Основу инновационной образовательной деятельности составляют: идеи о субъектной позиции личности и активной роли среды в её развитии, ценностях как основе воспитания и формирования личности, сохранения и укрепления здоровья, концепции развития образования в новых социально-экономических условиях; положения системного подхода к изучению социальных явлений; общие теории социального управления, а также социально-педагогические идеи управления образовательными учреждениями.

Лицей осуществляет непрерывное психологическое образование всех субъектов образовательного пространства: впервые были введены уроки психологии с 1 по 11 класс, разработан мониторинг интеллектуального развития детей: применены инновационные программы психологического обследования детей при приемке в лицей, позволяющие определить потенциальные возможности ребенка, способного к освоению новых программ, участие педагогического коллектива и учащихся лицея в научно- практических конференциях городского, краевого, всероссийского уровнях.

Традиционно учащиеся лицея принимают участие в Межрегиональной научно-практической конференции ПГЛУ «Молодая наука» и имеют свои печатные работы в данном сборнике.

Совместно с учеными ПГЛУ была разработана экспериментальная программа учебного курса для учащихся начальных классов «Я в мире, мир во мне». Для учащихся 5-11 классов осуществляется обучение по программам «Азбука психологии» (под редакцией Е.И. Рогова):

5 классы - введен курс «Познавательная деятельность человека»;

6 классы - «Основы саморегуляции»;

7 классы - « Психология обучения»;

8 классы - «Психология взросления»;

9 классы - «Основы профориентации и выбора профессии»;

10 классы - «Психология личности»;

11 классы - «Этика и психология мужчины и женщины».

Инновационная деятельность лицея по непрерывному психологическому образованию осуществляется на протяжении 24 лет. За этот период в лицее работали краевые экспериментальные площадки:

«Психолого- педагогические технологии развития субъектности личности школьников» (2004-2008гг.);

«Индивидуальная траектория развития гуманитарной позиции школьника как основа его психологического здоровья и потребности в личностном росте» ( 2009-2013гг.);

« Субъектцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья обучающихся» (2013-2016 гг.)

МБОУ лицей №15 являлся базовой школой стажировочной площадки ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования повышения квалификации и переподготовки работников образования» в рамках реализации в 2011-2013годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Достижения во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по теме « Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса».

Краткое описание инновационной разработки

Цели: 1) создание психолого-педагогических условий для формирования у учащихся способности к саморазвитию личностных качеств, обеспечивающих психологическое здоровье, безопасность и благополучие;

2) создание психологически безопасной образовательной среды как условия обеспечения психологического здоровья участников образовательного процесса;

3) профилактика рисков психологического здоровья как условие формирования здоровьесберегающей среды в образовательном процессе;

4) формирование психологической культуры и компетентности субъектов образовательного процесса.

Задачи:

  • разработка и реализация комплекса форм и методов организации обучения школьников с опорой на их психологические потребности;
  • внедрение научно – методических продуктов инновационной деятельности в работу учителя;
  • реализация практико-ориентированных программ по приобретению навыков формирования ЗОЖ всеми участниками образовательного процесса;
  • разработка индивидуальной траектории развития гуманитарной позиции школьника;
  • психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса по проблемам психологического здоровья и личной безопасности;
  • осуществление мероприятий по профилактике кризисных и экстремальных ситуаций в образовательной среде;
  • исследование влияния психологического образования учащихся на отношение к своему психологическому здоровью, самоактуализации и самореализации;
  • формирование адекватного отношения педагога к трудностям психолого – педагогического сопровождения разных категорий учащихся;
  • психологическое сопровождение креативных учащихся и детей-инвалидов

Полученные результаты:

- создание «Превентивной службы психологического здоровья (благополучия)» в лицее;

- создание Ресурсного Центра психологического здоровья;

- разработка и реализация курса уроков психологии

Продукты:

  • разработка лицейской программы «Здоровьесберегающие технологии»
  • разработка моделей психолого-педагогического сопровождения учащихся младшего, среднего, старшего звена по сохранению и укреплению психологического здоровья;
  • разработка научно–методического пособия «Психологическая безопасность школьника: стратегии и техники формирования»;
  • реализация на базе лицея федеральной стажировочной площадки «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса»;
  • разработка авторских научно-методических материалов (программы, пособия);
  • отражение опыта инновационной деятельности в сборниках научно-практических конференций, семинаров

Структура психологической службы

Реализация работы по созданию здоровьеформирующего образовательного пространства и развитию субъектности в условиях инновационного образования возможна лишь при наличии комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, которые осуществляются всеми участниками целостного психолого–педагогического процесса.

В целях обеспечения оптимальных социально–психологических условий для полноценного субъектного развития личности учащихся, в лицее разработана модель психологической службы, включающая в себя блоки, отражающие основные направления работы педагогов–психологов лицея и наполненных определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам развития субъектности в инновационной школе. За период реализации опытно–экспериментальной работы в лицее №15 такая структура, как психологическая служба, приобрела особенные черты и по праву может считаться уникальной авторской моделью психологической службы, имеющей свое многообразие методов и форм работы.

Все направления работы данной психологической службы имеют целью сохранение и укрепление психологического здоровья школьника и учителя, становление выпускника лицея самостоятельным субъектом собственной жизнедеятельности, с личностной и социальной значимостью, с разносторонним развитием и гуманитарной культурой; обеспечение его необходимым комплексом знаний, умений и навыков в различных сферах жизни, что способствовало бы благополучной адаптации в постоянно меняющемся мире.

Полифункциональная модель психологической службы МБОУ лицея № 15

Совет по развитию лицея

Служба адаптации и развития

​Служба личностного роста

​​Центр психологической поддержки педагогов

​​Центр психологической поддержки семьи

​​​Превентивная служба психологического здоровья

​​Центр экстренного реагирования

​​Служба по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Так, деятельность Совета по развитию лицея, в состав которого входят члены педагогического коллектива, школьные психологи и специалисты кафедры психологического консультирования, на протяжении всего периода реализации инновационной работы направлена на достижение целесообразного сочетания реализуемых психолого-педагогических технологий, приемов, методов повышения уровня субъектного развития учащихся. Ориентируясь в выборе на гуманизацию педагогического процесса как на общую цель психологической службы образования, психолого-педагогическая работа лицея направлена на обогащение учебного процесса личностно значимым содержанием, на использование таких подходов, которые бы позволили обеспечить освоение учащимися целостной культуры, формирование у них приемов и способов самоорганизации индивидуальности. Обеспечивать координацию субъектов образовательного процесса позволяют систематические теоретические и практические семинары, организуемые Советом по развитию лицея. Регулярные городские, краевые, региональные, всероссийские встречи позволяют систематизировать работу по развитию личности в образовании, более эффективной делают перестройку школы на основе личностно–ориентированного подхода, субъектно-личностной и личностно-средовой парадигмы.

Отдельным блоком психологической службы лицея является служба адаптации и развития, в которой особое внимание уделяется психологическому сопровождению социализации и адаптации школьников в новых социальных условиях(психологическое обслуживание при наборе в лицей), в кризисные периоды (развитие адаптационных способностей посредством системы тренинговых занятий), при выработке индивидуального стиля обучения (диагностика интеллектуального и личностного развития). Такая работа позволяет расширять зону ближайшего развития школьника, стимулируя развитие, опирающееся на внутренние резервы и источники активности.

Любая деятельность, направленная на развитие, на формирование психических процессов, свойств и качеств личности должна соответствовать возрастным, индивидуальным особенностям человека, учитывать его актуальные и потенциальные ресурсы. Следовательно, обязательным условием психолого-педагогического сопровождения обучающихся должна выступать психологическая диагностика. Данное направление работы, реализуемое центром диагностики и прогностики, в лицее имеет свою специфику. Диагностическая работа проводится непрерывно на протяжении всего года, и фокусируется не только на обязательных критериях, подвергаемых анализу (адаптация школьников, тревожность, уровень интеллектуального развития, ​​​профессиональное самоопределение​), но и затрагивает все сферы психической деятельности школьников (характерологические особенности, характер психоэмоционального состояния учащихся, особенности самоотношения, развитие познавательных процессов и т.д.). Данная работа позволяет осуществлять мониторинг личностного, интеллектуального, социального,развития школьников, что способствует непрерывному психологическому сопровождению и проектированию развивающего образовательного пространства.

Предупредительные меры, связанные с устранением и предотвращением негативно влияющих факторов, условий во многом также обуславливаются личностно-ориентированной моделью взаимодействия, что реализуется службой информирования и психопрофилактики. Основными задачами ее является формирование потребности в психологических знаниях, работа над конкретной проблемой (девиантное поведение, сложности в обучении и т.п.), предупреждение появления новых, создание условий для полноценного психического развития школьника. И здесь внимательному педагогу, психологу открывается широкое поле для развития субъектных качеств ребенка: научить школьника видеть особенности собственного развития, сопровождающие его трудности, выработать готовность обращаться за помощью к специалисту, родителям, чтобы совместными усилиями предотвратить дисгармоничное психологическое и социальное развитие.

Разнообразие методов, технологий, приемов и средств не имели бы того ценного значения, если бы не были реализованы в непосредственной работе с обучающимися. Последнее возможно благодаря деятельности службы личностного роста. Помощь в достижении личностного самоопределения, раскрытие индивидуальных особенностей, формирование рефлексии в социальных отношениях достигается через уроки самоанализа, тренинги личностного роста учащихся, родителей, педагогов, регулярные групповые и индивидуальные консультации.

Целью центра педагогической поддержки педагогов является психологического сопровождения профессионального развития педагогов, создание условий для сохранения психического здоровья педагогов в общеобразовательном учреждении.

Задачами центра являются:

- диагностика эмоционального состояния;

- разработка стратегий преодоления профессиональных деструкций;

- поддержка педагогов во время периода аттестации;

-оказание педагогической помощи молодым работникам образовательных учреждений;

-овладение приёмами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы;

- переход к инновационным формам и технологиям обучения;

- проведение тренингов личностного и профессионального роста;

-рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

Психолого - педагогическое сопровождение семейного воспитания - важнейший участок деятельности психологической деятельности учебного учреждения. Но работа с семьями учащихся - это и одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности психологов.

Центр психологической поддержки семьи локализует работу в области детско-родительских отношений, делает ее более предметной и адресной в случаях с опекаемыми детьми, семьями «группы риска», детьми-инвалидами. Работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, на активизацию сотрудничества семьи и школы. В центре проводятся исследования ожиданий родителей от образовательного учреждения и психологической службы. Психологи проводят индивидуальную консультативную и коррекционно-развивающую помощь семьям. Целью центра является создание условий для сохранения психического здоровья ребенка за счет гармонизации детско-родительских отношений; обеспечение условий, способствующих полноценному психическому, личностному и субъектному развитию обучающихся.

Задачи центра:
- исследование ожиданий родителей от образовательного учреждения и психологической службы;
- информирование родителей о влиянии семьи на личность ребенка;
- организация и проведение занятий, активизирующих сотрудничество семьи и школы; 

-  содействие педагогическим коллективам в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

Целью работы превентивной службы психологического здоровья (благополучия) является психологическое сопровождение обучающихся в процессе школьного обучения, сохранение и поддержка их психологического здоровья, создание благоприятных условий для развития обучающихся.

Задачи службы:

- сформировать банк диагностических методик;

- проведение диагностической работы: исследование составляющих психологического благополучия;

- выделение учащихся «группы риска»;

- развивающие занятия с учащимися (индивидуальные и групповые);

- работа с детьми с особыми потребностями (инвалидами, одаренными);

-​​сопровождение учащихся при подготовке и сдаче экзаменов;

- работа с родителями и педагогами, направленная на психопрофилактику тревожности у детей, повышение их самооценки и уверенности в себе; обучение навыкам психологической поддержки ребенка повышение психологической компетентности в вопросах.

Создание центра экстренного реагирования обусловлено не столько ситуацией в лицее, сколько социальным заказом. Сделать психологическую помощь более доступной и своевременной для всех категорий населения – задача первостепенной важности. Непродуктивно и нецелесообразно создавать благополучные социально–психологические условия для личностного, субъектного развития учащихся исключительно лишь в рамках образовательного учреждения. Средовые условия, в которые они возвращаются, оказывают не меньшее воздействие, чем выверенные, надежные, отработанные психолого-педагогические технологии. Результат этих воздействий напрямую зависит от их характера. Экстренная психологическая помощь может выступать регулятором этих воздействий, стимулировать повышение психологической культуры населения и способствовать полноценному функционированию обратившегося в качестве социального субъекта. Таким образом, психологической службой лицея при активной поддержке кафедры психологического консультирования ПГУ и членов педагогического коллектива реализуется непрерывное психологическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса, в центре которого стоит сознательная, самоопределившаяся, активная, самостоятельная личность обучающегося, родителя, педагога.

Целью работы центра является психологическое сопровождение всех субъектов педагогического процесса МБОУ лицея №15, переживающих кризисную ситуацию. Создание эффективной технологии оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Задачи центра:

- снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших,

- оптимизация их актуального психического состояния;

- профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;

- профилактика возникновения массовых негативных эмоциональных реакций;

- формирование устойчивости личности обучающихся к кризисным ситуациям.

Сведения о распространении инновационного опыта МБОУ лицея №15 г. Пятигорска

Коллективные монографии: «Гуманистическая парадигма построения развивающей психологической практики в образовании, социальной сфере» -Пятигорск: ПГЛУ, 2009;

«Психологическое образование - психологическая практика -психологическое здоровье личности: социокультурный контекст» -Пятигорск: ПГЛУ, 2011;

«Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы». -Пятигорск: ПГЛУ, 2006;

Пищулина Л.В., Швалева Н.М. «Развитие креативной личности младшего школьника в условиях инновационного образования». Монография. - Пятигорск: ПГЛУ, 2013г.

Методические пособия для руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений:

«Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса»- Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012;

Т.Н. Песоцкая, Л.Л. Супрунова, «Педагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде» - Пятигорск: ФГБОУ ВПО «ПГЛУ», 2013.

Учебно-методические пособия:

«Психологическая безопасность школьника: стратегии и техники формирования» Швалева Н.М. Селина Я.М. Мясоедова А.В. ПГЛУ. 2014 г.

Д.В. Тырсиков. «Развитие субъектности в инновационной школе» - Пятигорск, Изд-во ПГЛУ, 2008.

«Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического и логопедического сопровождения учащихся начальной школына занятиях кружка изобразительного искусства «Тропинка». Тырсиков Д.В., Селина Я.М., Парамонова Е.И., Филатова Л.А. - Пятигорск, 2005;

«Диагностический комплекс мониторинга субъектного развития школьников». Д.В. Тырсиков, Я.М. Селина, А.В. Мусатова - Пятигорск, 2007;

«Результаты диагностического исследования развития субъектности школьника в инновационном учреждении в рамках опытно-экспериментальной деятельности». Тырсиков Д.В., Селина Я.М.. Мясоедова А.В. - Пятигорск, 2009.

«Субъектный подход к социализации личности школьника с проблемами психологического и соматического здоровья»под редакцией профессораН.М. Швалевой, Я.М. Селиной, ПГЛУ, 2015г.

Публикации в изданиях из Перечня ВАК Минобрнауки РФ:

1. Песоцкая Т.Н. Теоретические аспекты формирования субъектной позиции современного российского школьника [Текст] / Т.Н. Песоцкая // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2011. - №2.

2. Песоцкая Т.Н. Педагогическое сопровождение становления субъектной активности у старшеклассников в лицее [Текст] / Т.Н. Песоцкая // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - №11.

3. Песоцкая Т.Н. Развивающая среда инновационного образовательного учреждения как фактор становления субъектной активности старшеклассников [Текст] / Т.Н. Песоцкая // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. - №11.

4. Пищулина Л.В. Создание системы личностно-развивающих условий для креативных детей в инновационной школе: научный журнал / Л.В. Пищулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – №1.

5. Пищулина Л.В. Креативные проявления младшего школьника в инновационном образовательном учреждении: научный журнал / Л.В. Пищулина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №35 (76): Аспирантские тетради. Ч. II (Педагогика, психология, теория и методика обучения). – СПб., 2008.

6. Пищулина Л.В. Развитие ценностного самоотношения креативных школьников в инновационной школе: научный журнал / Л.В. Пищулина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Спецвыпуск. Психология. – Пятигорск: ПГЛУ, 2008.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

Научно-практический журнал «Психология и школа» - № 2, 2009:

Швалева Н.М. Формирование личностного потенциала школьника в условиях развивающей психологической практики инновационной школы;

Тырсиков Д.В. Субъектный подход в деятельности психологической службы в инновационных учебных заведениях;

Селина Я.М., Песоцкая Т.Н. Взаимосвязь образования и науки - новый вид психолого-педагогической практики;

Кузнецова О.Н. Психологическое сопровождение развития личности в процессе изучения художественной литературы;

Неелова Н.А. Школа гуманитарной культуры и достоинства;

Пищулина Л.В. Формирование креативности в младшем школьном возрасте в условиях инновационной школы.

Швалева Н.М. Основные направления деятельности службы личностного роста и развития на этапе школьного детства // Психологическое образование как система психотехник развития и саморазвития личности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010;

Стригун Л.М. Психологическое сопровождение развития субъектности младших школьников // Психологическое образование как система психотехник развития и саморазвития личности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010;

Селина Я.М., Песоцкая, Т.Н. Создание условий развития личности средствами инновационной деятельности современной школы // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 210-летию Герценовского ун-та и 10-летию психолого-педагогического фак-та. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008;

Песоцкая Т.Н. Психолого-педагогическая проблема развития субъектности школьников // Личность как субъект инноваций: сб. науч. тр.; науч. ред. М.В. Волкова. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010;

Песоцкая Т.Н. Самоопределение личности старшеклассника как инструмент индивидуализации личности // Российское образование: проблемы и решения // Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - Мировое сообщество: мат-лы VI Междунар. конгресса. 11-15 октября 2010 года. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2010;

Песоцкая Т.Н. Субъектность школьников как психолого-педагогическая проблема // Университетские чтения – 2010: мат-лы науч.-метод. чт. ПГЛУ.- Ч. XI. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2010;

Песоцкая Т.Н. Субъектность и условия ее формирования // Актуальные проблемы теории и практики обучений и воспитания: сб. науч. тр., посвящ. памяти П.И. Петренко. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2011;

Песоцкая Т.Н. Психолого-педагогические условия развития субъектной активности старшеклассников в инновационной школе // Инновации в образовании: пути и средства реализации: тр. Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2011;

Песоцкая Т.Н., Супрунова Л.Л. Подходы современных исследований к развитию у старшеклассников субъектной активности // Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование: межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 11. - Пятигорск - Минеральные Воды: ПГЛУ-МВФ МОСА, 2012;

Песоцкая Т.Н. Педагогические способы становления у старшеклассников субъектной активности в образовательной среде лицея // Университетские чтения - 2012: мат-лы науч.-метод. чт. ПГЛУ. – Ч. XIII. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2012;

Песоцкая Т.Н., Супрунова Л.Л. Методологические основания становления у старшеклассников субъектной активности в современной российской школе // Актуальные проблемы современного непрерывного образования в поликультурном мегаполисе: пути решения и перспективы развития: сб. науч. тр. и мат-лов междунар. науч.-практ. конф. в 2-х ч.; под ред. Л.М. Федоряк. - Ч.1. - Глухiв: ГНПУ iм. О. Довженко, 2012 и др.

Пищулина Л.В. Развитие творческих способностей лицеистов: коллективная монография. - Глава 7 / Л.В. Пищулина, Н.М. Швалева // Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы / Под ред. Д.В. Тырсикова, Н.М. Швалевой. - Пятигорск: ПГЛУ, 2006.

Субъектный подход к проблемам психологического здоровья в образовании. Материалы научно-практической конференции.Пятигорск, ПГЛУ 2013 г.

Кухарская Н.Н. «Формирование устойчивости личности педагога к кризисным ситуациям». Инновационные подходы к формированию здоровьесберегающего пространства в общеобразовательных учреждениях: региональные модели, опыт работы. ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО. Ставрополь, 2013 г.

Мясоедова А.В. «Практика телесно-эмоциональной саморегуляции в школе как вид здоровьесберегающей технологии». Инновационные подходы к формированию здоровьесберегающего пространства в общеобразовательных учреждениях: региональные модели, опыт работы. ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО. Ставрополь, 2013 г.

Селина Я.М. «Инновационные подходы к разработке системной модели здоровьесберегающей деятельности в инновационном учреждении». Инновационные подходы к формированию здоровьесберегающего пространства в общеобразовательных учреждениях: региональные модели, опыт работы. ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО. Ставрополь, 2013 г.

Швалева Н.М., Селина Я.М. Тырсикова А.Д. «Субъектный подход к проблеме формирования психологически здоровой личности в системе инновационного образования». Инновационные подходы к формированию здоровьесберегающего пространства в общеобразовательных учреждениях: региональные модели, опыт работы. ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО. Ставрополь, 2013 г.

Участие в международных, всероссийских,краевых, региональных научно-практических конференциях и семинарах:

- проведение научно-практических, обучающих семинаров как базовой школы стажировочной площадки ГБОУ ДПО «Ставропольского краевого института развития образования повышения квалификации и переподготовки работников образования» в рамках реализации в 2011-2013 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Достижения во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по теме: «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса»;

- представление опыта инновационной деятельности в рамках краевой инновационной площадки «Субъектцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья обучающихся» (2013-2016 гг.) и городской инновационной площадки «Индивидуальная траектория развития гуманитарной позиции школьника как основа его психологического здоровья и потребности в личностном росте» (2012-2015 гг.);

- городских мастер-классов и педагогической мастерской;

- участие обучающихся и педагогов лицея в ежегодных научно-практических конференциях: «Молодая наука» и «Университетские чтения» ПГЛУ.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки

  • мониторинг психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • мониторинг удовлетворенности жизнедеятельностью в образовательном учреждении;
  • мониторинг психологической культуры и компетентности субъектов образовательного процесса;

Достижения МБОУ лицея №15

  • Победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
  • МБОУ лицей награжден знаками «Серебряный, Золотой, Платиновый Ордена» «Отличник качества Ставрополья» комиссией по проведению ежегодного конкурса Правительства Ставропольского края по выпуску высококачественной и конкурентноспособной продукции (услуг) среди организаций Ставрополья за применение эффективных методов управления качеством, значительные результаты по повышению качества продукции, оказываемых услуг (2008, 2009, 2010 годы).
  • Лауреат-победитель Всероссийской выставки образовательных учреждений 2016 г.
  • Лицей награжден дипломом 3 степени Всероссийского конкурса «Школа здоровья-2016».
  • Лауреат Всероссийского конкурса образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «Гражданин и Патриот России - 2016».
  • Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую организация летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи «Лето -2016».
  • Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую организацию внеурочной деятельности в номинации «За лучшую организацию внеурочной деятельности образовательной организации - 2016».
  • Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую организацию внеурочной деятельности в номинации «За лучшую организацию внеурочной деятельности с участием киностудии (видеостудии) образовательной организации - 2016».
  • МБОУ лицей №15 внесен в Федеральный реестр «Всероссийская книга Почета», в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России – 2012, 2016».
  • По результатам работы в 2013-2014 году издательство «Эффектико-пресс», редакция журнала «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» вручили лицею диплом «Школа - лаборатория инноваций» по теме: «Роль субъектного способа жизнедеятельности в становлении и развитии психологически здоровой личности на этапе школьного детства».
  • Коллектив лицея принял участие во Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего: проблемы и перспективы развития современной школы в России» в г. Санкт-Петербурге. В конкурсе «100 лучших школ России» в номинации «Лидер в области инновационных технологий» МБОУ лицей №15 стал лауреатом, вручена золотая медаль «100 лучших лицеев России». Директор Песоцкая Т.Н. отмечена почетным знаком «Директор года - 2013 г.».
  • МБОУ лицей №15 – участник Всероссийского проекта «Школа цифрового века».
  • 3 место в краевом этапе Всероссийского конкурса «Лучшее образовательное учреждение, развивающее ученическое самоуправление».
  • МБОУ лицей №15 является краевым штабом имени Риммы Ивановой Всероссийского проекта РОСПАТРИОТЦЕНТРА «Великая Забытая Война».
  • Лицей награжден дипломом 3 степени Всероссийского конкурса «Школа здоровья-2016». 
  • На Всероссийской выставке образовательных учреждений МБОУ лицей №15 стал лауреатом-победителем.
  • Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую организацию летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи «Лето-2016».
  • Лауреат Всероссийского конкурса «Образовательная организация 21 века. Лига лидеров- 2017» в номинации «Лидер в области внедрения инновационных технологий».
  • Лауреат Всероссийского конкурса «На лучшую организацию внеурочной деятельности в образовательной организации -2016».
  • На региональном и краевом этапах Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» МБОУ лицей №15 занял I место в номинации «Лучший издательский проект года», представив авторское научно-методическое пособие «Психологическая безопасность школьника: стратегии и техники формирования»
  • МБОУ лицей №15 внесен во Всероссийский Реестр» Книга Почета» (2016 г.).
  • МБОУ лицей №15 внесен в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России» (2016 г.).
  • МБОУ лицей №15 – Лауреат-Победитель «Всероссийской выставки образовательных учреждений -2016» и др.
  • МБОУ лицей №15 – Лауреат Всероссийского конкурса «Образовательная организация ХХI века. Лига лидеров – 2017 г. в номинации «Лидер в области внедрения инновационных технологий».
  • Лицей является лауреатом Всероссийского конкурса образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «Гражданин и патриот – 2016».

Конкурсы профессионального мастерства

2014 год – 1 местов Краевом конкурсе «Лучший педагог-психолог» (Лысенко А.В.).

2015 год – 1 место в Краевом конкурсе «Лучший педагог-психолог»(Мясоедова А.В.).

2015 год – Диплом II степени Всероссийского профессионального мастерства «Мой лучший Урок ФГОС» (Беляева Л.Е.).

2015 год - Диплом лауреата III степени Всероссийского конкурса « Мы за здоровое поколение» (Мясоедова А.В.).

2015 год -Диплом III степени Всероссийского конкурса «Мы за здоровое поколение» (Парамонова Е.И.).

2015 год - Диплом I степени Всероссийского конкурса«За нравственный подвиг учителя» в краевом и региональном этапах в номинации « Лучший издательский проект года» (Селина Я.М., Мясоедова А.В.).

2016 год- Диплом II степени Всероссийского конкурса «Воспитать человека» (муниципальный этап - Калышкин А.А.).

2016 год – диплом Победителя Второго Всероссийского Смотра-конкурсана лучшую презентацию опыта работы образовательныхучреждений в номинации «Лучший инновационный проект» (Селина Я.СМ., Мясоедова А.В., Калышкин А.А.)

2017 год – Диплом III степени Всероссийского конкурса научных и творческих работ «Молодежь против экстремизма» (Мясоедова А.В.)

2017 год – во Всероссийском конкурсе «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров-2017» в номинации «Лучший завуч» (Селина Я.М.) и др.

2018 год – Международная профессиональная олимпиада для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей «Совушка» (дипломы I степени: Селина Я.М., Пищулина Л.В., Мясоедова А.В., Орлова А.С.)

2018 год - Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Профессионал своего дела» (Селина Я.М. – диплом II степени, Селезнева Т.С. – диплом II степени, Орлова А.С. – диплом III степени, Пищулина Л.В. – диплом II степени, Калышкин А.А. – диплом II cтепени).