Научно-исследовательское общество учащихся

    В осуществлении непрерывного психолого-педагогического сопровождения учащихся отдельное внимание специалистов лицея уже десятки лет уделяется выявлению и поддержке одаренных учащихся. Одна из главных задач в этом направлении – обеспечение максимального разнообразия возможностей для актуализации и развитияличностного потенциала школьников с признаками одаренности. Для реализации этой задачи в лицее работают кружки самодеятельности для учащихся всех возрастов, арт-студия, Психологический театр, кружок ковроткачества, а также на базе лицея продолжает работу такое объединение школьников и педагогов с многолетней историей как научно-исследовательское общество учащихся (НИОУ).

    В состав общества входят школьники имеющие исследовательские способности и интерес к научной деятельности. В числе членов НИОУ ребята, имеющие собственные изобретения, участники интеллектуальных олимпиад, авторы публикаций и научно – исследовательских проектов, а также школьники, которые проявляют исследовательский интерес в той или иной области знаний. НИОУ носит характер самоуправления. Возглавляет его Совет НИОУ, состоящий из учащихся, наиболее активно и плодотворно осуществляющих исследовательскую деятельность. Избирается Совет НИОУ ежегодно путем голосования. Условиями выбора в состав Совета НИОУ является наличие продуктов собственной научно – исследовательской деятельности (публикации, изобретения, проекты), а также высокий уровень активности в деятельности НИОУ в течение года (организация и проведение внутришкольных мероприятий, посещение внешкольных мероприятий, представление результатов деятельности НИОУ на разных уровнях). Деятельность НИОУ осуществляется в рамках 4 секций: социально – психологической, культурологической,эколого –валеологической, историко – краеведческой. Секции сформированы по преобладающим в среде школьников исследовательским интересам, их работу координируют Руководители секций из состава педагогов – предметников. Заседания НИОУ проводятся 2 раза в год, заседания Совета НИОУ - 4 раза в год. Основными формами работы членов НИОУ являются:

- работа с научным руководителем (педагог – предметник, руководитель секции) над индивидуальными научно – исследовательскими проектами;

- представление результатов собственной исследовательской деятельности на ежегодной научно – практической конференции «Молодая наука» (Пятигорский Государственный Лингвистический Университет);

- публикации авторских статей в сборниках конференции;

- участие в ежегодной Межрегиональной олимпиаде по психологии «Психология без границ».

    В 2014-2015 году в деятельности НИОУ появились интересные нововведения: 1. цикл занятий для членов НИОУ по развитию исследовательских способностей, 2. сотрудничество с членами дискуссионного клуба «Ресурс развития» (ПГЛУ). Занятия проводятся руководителем социально- психологической секции педагогом – психологом Мясоедовой А.В. Цель занятий – формирование у учащихся исследовательского интереса, навыков исследовательского поиска, освоение школьниками приемов и техник исследовательской деятельности. Данные занятия уже зарекомендовали себя как эффективный способ создания развивающей среды для школьников с признаками одаренности. В рамках занятий ребята не только приобретают более глубокое понимание содержания научно – исследовательской деятельности, но и имеют возможность более качественного и интересного общения с единомышленниками, что является важным условием социализации одаренных учащихся.

    Сотрудничество с членами дискуссионного клуба «Ресурс развития» (руководители: зав. НОИЛ «Лаборатория системного психологического консультирования и психотехник развития личности» проф. Швалева Н.М., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №15 Неелова Н.А.) осуществляется в рамках заседаний клуба, на которых на ряду со студентами и аспирантами присутствует Президент НИОУ Горшенев И. (ученик 7 класса). Заседания клуба направлены на исследования проблем психологического, социально – психологического характера. Не смотря свой юный возраст Президент НИОУ успешно выступает с собственными наблюдениями и предложениями. В 2015-2016 году планируется разработка на материалах заседаний цикла классных часов, адаптированных для учащихся лицея. Цель таких классных часов – повышение компетентности учащихся в вопросах саморазвития и самоактуализации.