Формирование законопослушного поведения

​     Право и мораль – это важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Условия общественной жизни требуют, чтобы известные предписания исполнялись, во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, одинаково от всех своих членов. «Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности».

    По мнению известного русского философа В.С. Соловьева, 

«там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность неспособна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения».

    Следует четко осознавать, что право – категория этическая, нет, и не может быть права, не подлежащего моральной оценке с позиций добра и зла, честного и бесчестного, добродетельного и постыдного. Мораль – ценностный критерий права, важный фактор совершенствования правовых систем. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и, обогащая друг друга.

    Усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в нравственно-правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания. Практическая направленность нравственно-правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод человека.

     Нравственно-правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает особую актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже осознанно понимать и принимать сущность законов. На наш взгляд, система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности, ориентировались в вопросах законопослушного поведения, осознавали суть правонарушений и принимали ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить особое внимание таким понятиям как «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания нравственно-правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

    Все вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность проблемы поиска и использования эффективных механизмов для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в целях оптимальной организации системы их воспитания и оказания им психолого-педагогической поддержки.

Противодействие идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в образовательной сфере и молодежной среде.  


Нормативно-правовая база




"День правовой помощи детям", 20 ноября 2017 г.