Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Школа здоровья


Дипломант 3 степени Всероссийского конкурса «Школа здоровья – 2016» в номинации «Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса»

Здоровьеформирующее образовательное пространство МБОУ лицея №15 г. Пятигорска

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.Мы должны определиться, что мы понимаем под понятием здоровья. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Можно выделить несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта,обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию

4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Можно считать, что критериями здоровья являются:

Актуальным является то, что пропаганда здорового образа жизни, здоровье в обществе, ценность человеческой жизни выходит на первое место в иерархии человеческих потребностей. Поэтому проблемы сохранения здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни стало приоритетным в психолого-педагогическом сопровождении учащихся лицея.

Признаками здоровья являются:

Отчего же зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100 %, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% – от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% – от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни, который он ведет.

В основе ЗОЖ лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:

К социальным принципам можно отнести:

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

Так как здоровье – одна из несомненных ценностей человека, как и любая ценность, она подлежит охране, в детстве эта задача выполняется совместными усилиями родителей, учителей, психологов.

Семья является ведущим фактором развития личности ребенка, его здоровья, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Принимающие, любящие, эмпатийные родители вовремя реагируют на потребности ребенка, формируют у него так называемую безопасную привязанность. Дети с безопасной привязанностью отличаются уверенным поведением, они не боятся новых ситуаций, у них формируется базовое доверие к миру, которое обуславливает дальнейшее отношение к людям и определяет особенности эмоциональных переживаний ребенка.

Когда в семье господствует хороший эмоциональный климат, то дети постоянно обогащаются жизненным опытом, который необходим для формирования личности. Каждый член семьи является для ребенка неповторимой индивидуальностью, поэтому общение в семье учит ребенка соответствующему поведению в коллективе. Если же эмоциональный климат в семье холоден, неприятен, то это наносит здоровью ребенка колоссальный, порой непоправимый вред.

Итак, исходя из вышесказанного, мы можем сделать выводы, что силами одной лишь правительственной программы не сохранить здоровье подрастающего поколения. Необходимо активное взаимодействие семьи и школы. Только активная поддержка ребенка дома в его усилиях по преодолению каких-либо патологий, одобрение деятельности образовательных учреждений в этом направлении, положительный пример самих родителей и других членов семьи в работе над своим здоровьем дадут скоро положительные результаты.

Данные принципы соблюдаются в МБОУ лицее № 15, на базе которого осуществляется реализация краевой и городской программ по здоровьесбережению.

В рамках осуществления здоровьесберегающих программ в 2013 году в лицее была создана программа «Образование и здоровье в МБОУ лицее №15 г.Пятигорска», которая является перспективной с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся в школьной среде. Решение о внедрении программы принято на педагогическом совете от 19.11.2013 года.

В содержание этой программы входит разработка, обоснование и применение в развивающей деятельности педагогического коллектива и школьной психологической службы моделей субъектного развития учащихся, включающих в себя параметры физического и психического здоровья школьника, его поведение, познавательную сферу,общение, отношение к себе, рефлексивность, произвольность. Эти модели выступают как ориентиры для развивающей работы как психологов, так и учителей, они позволяют проследить преемственность развития субъектных качеств учащихся от начальной школы до окончания учебы.

В реализации программы принимают участие все субъекты образовательного процесса. Психологической службой лицея создана программа психолого-педагогической поддержки и помощи детям, больным соматическими заболеваниями и детям-инвалидам, которая реализуется совместно с медицинской службой лицея, социальными педагогами и классными руководителями.

Здоровьесберегающие технологии в лицее – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования

Виды здоровьесберегающих технологий:

Опыт работы лицея по сохранению психологического здоровья учащихся и учителей на протяжении 24 лет обобщается в монографиях, всероссийских, краевых и городских научных сборниках. Вышел ряд учебно-методических пособий, раскрывающих сущность субъектного подхода к пониманию человека, его значение для построения целостной картины развития на протяжении всего жизненного пути человека, при этом главное внимание уделяется развитию личностных особенностей детей, их сохранению и укреплению психологического здоровья на этапе школьного детства:

Сроки реализации Программы:

2013-2018 гг.

Основание для разработки Программы:

Закон «Об образовании» Российской Федерации и Ставропольского края.

Заказчик Программы:

Родители, учащиеся, педагогический коллектив.

Цель Программы:

создание условий для сохранения психологического и физического здоровья учащихся в школьной среде, формирование физически развитого, социально-адаптированного человека.

Задачи Программы:

Исполнители основных мероприятий Программы:

Администрация лицея, учителя физической культуры, учителя-предметники, классные руководители, социально-психологическая служба лицея.

Источники финансирования Программы:

Привлечение спонсорских средств

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

Результат здоровьесберегающего образования – формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения базового уровня (опыт безопасного здорового поведения в типичных жизненных ситуациях и в типовых ситуациях риска нарушения здоровья).

Система организации контроля за исполнением Программы:

Заслушивание текущих вопросов и результатов Программы на педсоветах, совещаниях при директоре, методических объединениях, научно-практических конференциях школы и города.

Содержание деятельности

Реализационные этапы, сроки, ответственные

Планируемый результат

1.

Проведение мониторинговых исследований физического и психологического развития учащихся

По полугодиям; МО учителей физической культуры и психологической службы

Результаты мониторингов, анализ результатов

2.

Проведение профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся, профосмотр

Постоянно; медицинский персонал.

результаты мониторинга, профосмотров, формирование спецгрупп, групп ЛФК

3.

Участие в научно-практической конференции «Экология образовательного пространства» в ПГЛУ, участие в «Зимних научно-практических психологических сессиях» (Гуманитарные технологии поддержки и развития психологического здоровья и благополучия молодежи Юга России; Региональный фестиваль психолого-педагогических и здоровьесберегающих проектов)

Ежегодно; администрация лицея, психологическая служба, учителя, учащиеся (члены НИОУ)

Повышение уровня компетенции в вопросах здоровьесбережения, напечатание публикаций в сборник, проведение семинаров-практикумов на базе лицея № 15

4.

Участие во всероссийских конкурсах детских и юношеских работ, посвященных «Психологии здоровья», проводимых Федерацией психологов России

Учителя-предметники, психологическая служба лицея

Ученические проекты, сертификаты, дипломы

5.

Проведение исследовательской деятельности в экологовалеологической секции НИОУ. Работа ученического клуба «Здоровье»

Постоянно; руководители Толстова М.А., Тарасьева Т.И., НИОУ

Ученические проекты, участие в научно-практических конференциях

6.

Работа по программе«Регуляция эмоциональных состояний. Использование музыкальных средств при психологической разгрузке школьников и учителей»

2013-2018 г. Психологическая служба лицея

Использование музыкальных произведений в ходе коррекции психологических и физиологических процессов способствуют снятию физического утомления, мобилизует жизненный тонус

7.

Создание программы развития эмоциональной саморегуляции учащихся на уроках

2013-2018 г. Психологическая служба лицея.

Постоянно

Использование психоэмоциональных методик , которые способствуют улучшению психоэмоционального состояния учащихся всех возрастов, приводят к изменению отношения к своему здоровью, умению управлять своим состоянием и работоспособностью

8.

Создание программы психологического сопровождения учащихся в рамках подготовки к ГИА 9-х и 11-х классов

2013-2018 г. Психологическая служба. Постоянно

Снижение стрессового напряжения в ситуации экзаменационного испытания, выработку стратегий поведения в тревожащей ситуации и снижение коэффициента когнитивной беспомощности в проблемных ситуациях

9.

Дальнейшая реализация проекта по благоустройству школьной территории

Постоянно; МО учителей естественнонаучного цикла

Работа на пришкольном участке лицеистов

10.

Исследование адаптационного периода в 1-х и 5-х классах

Ежегодно. По плану работы психологической службы

Результаты диагностических исследований. Педагогический совет, выработка решений. Коррекционные занятия с учащимися

11.

Диагностика, регулирование, коррекция

- Уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся 3-5 классов

- Уровень школьной тревожности учащихся начального и среднего звена

- нормализация учебной нагрузки учащихся 9-11 классов

Постоянно. Психологическая служба, учителя физической культуры

Коррекционно-развивающие занятия с психологом, рекомендации по регулированию, коррекции учебной нагрузки у учащихся, объему домашнего задания, тренинги с учащимися

12.

Приобретение туристического снаряжения

2013-2018 год. Администрация

Улучшения условий проведения летней профильной смены

« Школа выживания»

13.

Пополнение фондов школьной библиотеки, методического кабинета, социально-психологической службы лицея соответствующей литературой, диагностическими комплексами методик

Ежегодно; администрация лицея

Укрепление материально-технической базы лицея для осуществления здоровьесберегающих программ

14.

Оборудование площадок для игр на свежем воздухе

2013-2018 год. Администрация лицея

Снятие физического утомления, разгрузка зрительного и опорно-двигательного аппарата

15.

Участие в коллегиях администрации КМВ по экологическому воспитанию

2013-2018 год; члены совета

Публикация статей

16.

Проведение недели естественных наук и недели психологии

Ежегодно: март.

МО учителей естественнонаучного цикла, педагоги-психологи

Обобщение опыта по реализации здоровьесберегающей программы в лицее

17.

Регуляция эмоциональных состояний всех субъектов образовательного пространства при психологических нагрузках

Постоянно Психологическая служба лицея

Пополнение банка методик по реализации здоровьесберегающих технологий в работе психологической службы лицея. Рекомендации по профилактике и коррекции психосоматического утомления детей

18.

Проведение оздоровительных мероприятий для учащихся

-Диагностика уровня здоровья и условий его сохранения,

- просветительская деятельность по профилактике вредных привычек,

-профилактика ДТП,

- Организация здорового питания

- проведение на уроках физкультминуток и проветривание классных комнат на переменах

-профилактические мероприятия врачей по вакцинации учащихся и учителей. Мед персонал.Ежегодно

Формирование у учащихся мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни

19.

Замена светильников в кабинетах

Администрация.

Постоянно

Создание комфортных условий для проведения учебного процесса.

20.

Оборудование спорт-городка

Постоянно.

Администрация

Повысить практические навыки оказания экстренной психологической и медицинской помощи, формирование внутренней уверенности к преодолению трудностей

21.

Улучшение материально-технической базы кабинета ПДД

Постоянно.

Администрация

Профилактика дорожно-транспортного травматизма учащихся

22.

Оборудование стенда для подготовки занятий альпинизмом в профильной летней смене «Школа выживания»

Администрация.

Постоянно

Организация летнего отдыха учащихся

23.

Капитальный ремонт спортивного зала

2013-2014.

Администрация

Постоянно

Улучшение качества преподавания уроков физической культуры

24.

Создание системы спортивно-оздоровительной работы в школе

-диагностика уровня физического развития начальных классов,

- организация работы оздоровительных групп для учащихся с ослабленным здоровьем,

- вовлечение учащихся в кружки, секции.

- проведение спортивных соревнований, праздников, конкурсов, дней здоровья с целью пропаганды здорового образа жизни.

- сдача норм ГТО.

В течение года

Снижение уровня заболеваемости учащихся, активизация интереса к занятиям физкультурой и спортом

25.

Работа с родителями

-Родительские собрания: «Как помочь гиперактивному ребенку. Психологические рекомендации родителям и учителям по здоровьесбережению.

- консультации школьного врача и педагога - психолога,

- оказание помощи в создании благоприятной психологической атмосферы в семье,

- включение родителей в воспитательный процесс лицея.

Ежегодно

Формирование у родителей валеологического мышления, улучшение микроклимата семьи

26.

Реализация опыта создания развивающей психологической практики как условия становления психологически благополучной личности

Издание научно-методических пособий, выпуск коллективных монографий, посвященных проблемам теории и практики, решение которых необходимо для создания единого пространства социализации растущего человека с проблемами психологического и соматического здоровья, с ограниченными возможностями здоровья

Научно-методические пособия, коллективные монографии