Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Программа духовно-нравственного воспитания


Лауреат Всероссийского конкурса образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «Гражданин и Патриот России – 2016»

                                                                                        Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся МБОУ лицея №15 г. Пятигорска

«Личность, Гражданин, Созидатель»

Пояснительная записка

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий защищать свое человеческое право, знание ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, природе. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" подчёркивается,что «с учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

Сегодня патриотическое воспитание – это комплексная система, включающая в себя множество направлений и сфер деятельности. Оно включает в себя не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический компоненты. Главной целью этой системы является развитие гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

  Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, в которой живёт ребёнок, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.

Функции, осуществляемые системой военно-патриотического воспитания, определяют ее структуру. В организационном плане частями системы являются: учебный процесс, внеклассная работа. Такая организационная структура, в принципе, характерна для любой подсистемы воспитания. Специфика же системы военно-патриотического воспитания выявляется при рассмотрении структуры данной системы в содержательном плане. В этом случае направлениями системы являются духовно-нравственная, историческая, патриотическая, воинская и физическая подготовка.Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.В работе нашего лицея одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной, здоровой личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины. Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.

Программа по духовно-нравственному воспитанию «Личность, Гражданин, Созидатель» МБОУ лицея №15 г. Пятигорска является системообразующим компонентом,включающим в себя разделы основных программ, реализуемых в системе дополнительного образования и направленных на субъектцентрированную модель воспитания и обучения подрастающей молодежи. В данную модель входят параметры личностного развития и духовно-нравственного. Каждый ученик является субъектом образовательной деятельности, где основной задачей является формирования мира личностных ценностей, овладение базовыми основами культуры достоинства, интернальных форм поведения. Использование современных психолого-педагогических технологий, ориентированных на развитие самостоятельности, активности, инициативности, субъектности учащихся предполагают сформировать ценностно-смысловые ориентации духовно-нравственного воспитания.

Данная программа ориентирована на все возрастные группы учащихся. Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия духовно-нравственного воспитания обучающихся на 2014-2017гг. и ориентирована на повышение статуса духовно-нравственного воспитания в школьной системе воспитания.

Программа«Личность, Гражданин, Созидатель» включает в себя подпрограммы:

- «Родничок»;

-«Южное слово»;

-«Школа выживания»;

- «Штаб имени Риммы Ивановой Ставропольского края.

Работа школьных СМИ является одной из важных составляющих формирования активной жизненной позиции обучающихся.

В МБОУ лицее №15 налажены тесные связи с общественными, социальными, образовательными, военными,медицинскими учреждениями города, края, страны по участию в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий. Социальное партнерство представляет собой особую систему содержания, форм, методов и приемов, направленных на воспитание у учащихся духовно-нравственных ценностей.

Программы кружков и клубов МБОУ лицея №15 по духовно-нравственному воспитанию школьников направлены именно на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

Опыт работы лицея по формированию духовно- нравственной и физически здоровой личности на протяжении 24 лет обобщается в монографиях, всероссийских, краевых и городских научных сборниках. Вышел ряд учебно-методических пособий, раскрывающих сущность субъектного подхода к пониманию человека, его значение для построения целостной картины развития на протяжении всего жизненного пути человека, при этом на этапе школьного детства главное внимание уделяется развитию личностных особенностей детей, сохранению и укреплению их психологического здоровья, формированию нравственных и духовных качеств.

О результатах ежедневной работы по воспитанию ГРАЖДАНИНА и ПАТРИОТА РОССИИ говорят следующие данные: